Нетрадиционная медицина и лечение детей
Статья посвящена одной из актуальных проблем детской психоневрологии – лечению невротических нарушений.
Целью работы было изучение эффективности разных препаратов, применяемых для коррекции невротических и эмоциональных расстройств.
Материал и методы: на репрезентативной группе пациентов (131 ребенок в возрасте от 3-х до 12 лет с невротическими проявлениями) показана сравнительная оценка эффективности использования препаратов Нервохель, Валерианахель и фенибут.
Результаты: каждый из препаратов имеет «свою точку приложения», что, вероятнее всего, связано с их составом и механизмом действия. Так, наиболее продуктивным в улучшении эмоциональной сферы у детей объективно был Нервохель, эффективность которого также отмечалась в повышении мотивации (как и у фенибута) и коммуникативности. В коррекции сна все препараты показали практически идентичную эффективность, что позволило нормализовать процесс засыпания и сна практически у 44,2–52,3% детей. Помимо высокой эффективности отмечалась и хорошая переносимость комплексных гомеопатических препаратов, лишь у 2-х пациентов наблюдались аллергические проявления на фоне приема нервохеля и валерианахеля, которые были расценены как гомеопатическое «обострение» и нивелировались самостоятельно, по сравнению с 11 пациентами с абдоминалгией и аллергической кожной реакцией на фенибут. Помимо улучшения неврологического статуса у 18,6% детей, принимавших Нервохель, и 20,5% принимавших Валерианахель, отмечалось улучшение соматического статуса, а именно редуцирование дисфункций со стороны ЖКТ и мочевыделительной системы.
Выводы: Нервохель и Валерианахель являются эффективными и безопасными препаратами для коррекции невротических нарушений и изменений эмоциональной сферы у детей, что позволяет их рекомендовать к широкому применению в практическом здравоохранении.
Ключевые слова: функциональные нарушения нервной системы, невротические нарушения, Нервохель, Валерианахель, фенибут.
Treatment of neurotic disorders in children
Khachatryan L.G. 1 , Bykova O.V. 2 , Nikitina E.D. 2 , Kasanabe E.V. 1
1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
2 University Children Hospital of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper discusses an important issue of pediatric psychoneurology, the treatment of neurotic disorders. The occurrence of these conditions among functional outcomes of perinatal hypoxia is 35-40%. Statistical data demonstrate low efficacy of pharmacotherapy for these conditions. This results in the reduced quality of life of a child and a family.
Aim. To assess the efficacy of various medical agents in the treatment of neurotic and emotional disorders.
Patients and methods. The efficacy of Nervoheel®, Valerianaheel®, and Phenibut was compared in 131 children aged 3-12 years with neurotic disorders.
Results. It was demonstrated that each agent has its own “application point” depending on the composition and mechanism of action. Thus, the most effective drug in terms of emotional improvement was Nervoheel® which also increased motivation (like Phenibut) and communication. The medications were similarly effective for sleep disorders in 44.2-52.3% of children. In addition to high efficacy, complex homeopathies have good tolerability: self-limiting allergic reactions to Nervoheel® and Valerianaheel® observed in 2 patients only were regarded as homeopathic “exacerbation”. On the other hand, abdominal pains and allergic skin reactions were detected in 11 patients who received Phenibut. Moreover, 18.6% of children prescribed with Nervoheel® and 20.5% of children prescribed with Valerianaheel® demonstrates somatic (i.e., gastrointestinal and excretory) improvements.
Conclusions. Nervoheel® and Valerianaheel® are safe and effective for neurological and emotional disorders in children. They can be recommended for widespread use in pediatric daily practice.
Key words: functional disorders of nervous system, neurotic disorders, Nervoheel®, Valerianaheel®, Phenibut.
For citation: Khachatryan L.G., Bykova O.V., Nikitina E.D., Kasanabe E.V. Treatment of neurotic disorders in children // RMJ. 2016. № 24. P. 1634–1638.
Ключевые слова:
Для цитирования: Хачатрян Л.Г., Быкова О.В., Никитина Е.Д., Касанабе Е.В. Способы коррекции невротических проявлений у детей. РМЖ. 2016;24:1634-1638.
Статья посвящена лечению невротических нарушений у детей
Невротические проявления – одно из часто встречающихся нарушений нервной системы у детей. Удельный вес этих нарушений составляет 35–40% от всех функциональных последствий перенесенной перинатальной гипоксии [1–5]. Широкий синдромологический диапазон, частое рецидивирование невротических проявлений требуют особого внимания к этой когорте пациентов не только у невропатологов, но и у педиатров, педагогов, психологов. Помимо этого, такие пациенты нуждаются, как правило, в долгом комплексном медико-психологическом сопровождении. По данным литературы, свыше 64% этих детей имеют более 1 эпизода обострения, около 42% детей – 3 и более эпизодов невротических проявлений [3, 4, 6–8]. Такая статистика свидетельствует о недостаточной эффективности лекарственных средств, применяемых для коррекции указанных нарушений, снижающих качество жизни не только ребенка, но и его семьи [5, 6, 9–16].
Безусловно, дисфункция нервной системы клинически проявляется в важные периоды жизни ребенка, такие как первичная социализация в детском саду, начало обучения в школе. В это время происходит перестройка организма к условиям нового социума, и функциональная несостоятельность нервной системы не позволяет благополучно миновать этот период [8, 17–24]. Поэтому поиск новых безопасных и эффективных средств терапии является важной задачей современной медицины.
В связи с этим целью нашего исследования стало сравнительное изучение применения нескольких препаратов, использующихся для коррекции невротических и эмоциональных нарушений у детей.
Материал и методы
Мы наблюдали 131 пациента (72 (54,9%) мальчика и 59 девочек (45,1%)) с невротическими проявлениями в возрасте от 3-х до 12 лет. При проведении диагностики осуществлялись клиническая оценка неврологического и соматического статуса, нейровизуализация (МРТ головного мозга), выполнялись электроэнцефалография, транскраниальная допплерография сосудов головного мозга, оценка эмоционально-психологического состояния с помощью теста Люшера и шкалы тревожности CMAS (для детей с 8 лет – The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale в модификации А.М. Прихожан 2002 г.) [9, 10, 25, 26]. Проводились биохимический и клинический анализ крови. Все дети были осмотрены логопедом-психологом, офтальмологом, педиатром.
Методом случайной выборки пациенты были разделены на 3 группы: 1-я (44 ребенка) получала коррекцию препаратом фенибут в дозе от 0,25 до 0,5 г/сут, 2-я (44 ребенка) – препаратом Нервохель («Хеель», Германия), 3-я (43 ребенка) – препаратом Валерианахель («Хеель»). Дифференцированно учитывались исходные данные в каждой группе.
Препарат фенибут («Олайнфарм», Латвия) состоит из двух активных веществ: аминофенилмасляной кислоты (производное фенилэтиламина, обладающее транквилизирующим действием) и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) (с ноотропным действием). Вспомогательные вещества включают: лактозу, картофельный крахмал, поливинилпирролидон низкомолекулярный, стеариновый кальций. Доза составляла от 0,25 до 0,5 г/сут.
Гомеопатический препарат Нервохель («Хеель», Германия) состоит из 6 компонентов (табл. 1), каждый из которых обладает определенным действием на организм. Препарат применяется с 3-летнего возраста для лечения невротических нарушений различного характера. Нашим пациентам мы назначали в зависимости от возраста от 1 до 3-х табл./сут в течение 14 дней вне еды.
Препарат Валерианахель («Биологише Хайльмиттель Хеель», Германия), так же, как и Нервохель, имеет смешанный состав (табл. 2), обусловливающий разностороннее действие не только на нервную систему, но и на организм в целом. Доза для детей от 2 до 6 лет — по 5 капель 2–3 р./сут, от 6 до 12 лет — по 10 капель 3 р./сут в течение 2-х нед.
Во всех группах дети получали препараты согласно возрастным рекомендациям. Оценка эффективности проводилась с помощью контрольного клинического осмотра, проведения экстра- и интракраниального допплерографического исследования сосудов головного мозга, ЭЭГ, тестирования по методикам Люшера и СМАS до и после терапии.
Статистическая обработка результатов исследования выполнена с использованием пакета программ Statistica 22.0 (StatSoft Inc., США), различия считались статистически значимыми при р≤0,05.
Результаты и обсуждение
Нозологическая структура патологии у 131 пациента была представлена следующими функциональными нарушениями нервной системы (табл. 3): у 39 детей (29,8%) отмечались нарушения эмоциональной сферы, у 92 (70,2%) – разного рода нарушения невротического характера. Надо отметить, что в основном эти проявления дебютировали в возрасте 2,5–3,5 года, когда дети проходили первичную социальную адаптацию (детские сады, группы развития и т. д.).
Комплексная диагностика всех детей с НЭС и НП показала, что наибольшие нарушения отмечались при транскраниальной допплерографии, характеризующей кровоснабжение головного мозга. Разного рода изменения кровотока по магистральным сосудам и позвоночной артерии и по венозному оттоку продемонстрировали все пациенты. Отмечались достоверное снижение кровотока по передней и средней мозговой артерии на 32±3,7 и 28 ±2,4% (р≤0,05 по сравнению с нормой), нарушение венозного оттока на 38±4,6% (р≤0,03), усугублявшиеся при нагрузках в среднем в 1,4 раза по сравнению с исходными величинами. У всех пациентов наблюдалась недостаточность регуляторной функции вегетативной нервной системы смешанного (68,9%) типа или с доминированием симпатикотонии (31,1%) с признаками напряжения процессов адаптации.
У 31% детей были выявлены изменения по данным нейровизуализации в виде негрубой резидуальной вентрикуломегалии. По данным ЭЭГ у 73,5% пациентов были обнаружены дезорганизация биоэлектрической активности мозга в виде нерегулярности основного ритма, дисфункции срединных структур, у 16,1% из них – пароксизмальная активность.
По лабораторным данным в клиническом и биохимическом анализе крови достоверных различий от возрастной нормы не выявлялось.
По данным цветового теста Люшера отмечались нарушения эмоциональной, коммуникативной и волевой сфер. Путем последовательного преференциального выбора цвета были верифицированы следующие нарушения у наблюдаемых пациентов (рис. 1): у 32% – изменения эмоционального равновесия (хотя клинические изменения отмечались у 29,9%), у 27% – нарушение мотивации, у 43% – проблемы коммуникабельности, нарушения сна или засыпания (54%), у 81% – наличие фобий и тревожности. При анализе тревожности (по шкале СМАS с 8 лет) в процессе тестирования по 53 пунктам были выявлены 3 уровня тревожности: несколько повышенная (41%), явно повышенная (36%) и очень высокая (23%).
По данным допплерографии через 2 нед. после терапии у пациентов 1-й группы, получавших фенибут, отмечалась положительная динамика в виде улучшения венозного оттока у 34% и улучшения вегетативного обеспечения у 36,3% с тенденцией к нормализации. Достоверных изменений скорости кровотока в магистральных сосудах получено не было. Во 2-й группе (Нервохель) отмечался положительный эффект у 16 (37,2%) пациентов в виде уменьшения функционального спазма по позвоночной артерии и улучшения венозного оттока, что клинически нивелировало у детей цефалгию напряжения. Достоверного изменения вегетативной регуляции получено не было. В 3-й группе (Валерианахель) были зафиксированы улучшение скорости кровотока в магистральных сосудах у 19% и нормализация вегетативного обеспечения у 25,6% пациентов.
Пациенты всех групп не продемонстрировали достоверных изменений при ЭЭГ, однако в среднем у 1/3 пациентов (36,3% в 1-й, 41% во 2-й и 30,2% – в 3-й) отмечались положительные сдвиги в виде снижения ирритации корково-подкорковых структур.
Положительные сдвиги отмечались в редукции невротических состояний (рис. 2, табл. 4) и нарушений эмоциональной сферы в 1-й группе (фенибут) в виде нивелирования тревожности и фобий у 38,6% пациентов, улучшения сна – у 52,3%. Также у 20,5% детей этой группы улучшилась коммуникабельность, у 38,6% отмечалась тенденция к нормализации эмоциональной сферы.
Пациенты 2-й и 3-й групп продемонстрировали следующие результаты: у 41,9% детей, принимавших Нервохель, уменьшились тревога и фобические проявления, у 25,5% улучшилась коммуникабельность, у 46,5% – эмоциональный фон. Среди детей, получавших Валерианахель, нивелировались тревожно-фобические нарушения у 34%, нарушения сна – у 45,4%, коммуникабельность улучшилась у 18,2%, эмоциональный фон – у 23% пациентов.
Начало эффекта зафиксировано на 5–7-й день терапии в 1-й группе, с 4–5-го и с 3–4-го дня во 2-й и 3-й группах соответственно.
Через 2 нед. после терапии у пациентов отмечались практически те же результаты, достоверной разницы между показателями сразу после лечения и через 2 нед. после него получено не было.
Таким образом, эффективность гомеопатических препаратов, применявшихся для лечения невротических проявлений и эмоциональных расстройств, практически не отличается от эффективности аллопатического препарата фенибут (табл. 4). Каждый из препаратов имел «свою точку приложения», что, вероятнее всего, было связано с их составом и механизмом действия. В коррекции нарушений сна все препараты показали практически идентичную эффективность, что позволило нормализовать процесс засыпания и сна у 44,2–52,3% детей. Нервохель продемонстрировал наибольшую эффективность при влиянии на эмоциональную сферу, а также при повышении мотивации (как и фенибут) и коммуникативности. Отмечалась и хорошая переносимость комплексных гомеопатических препаратов – лишь у 2-х пациентов наблюдались аллергические проявления на фоне приема нервохеля и валерианахеля, которые были расценены как гомеопатическое «обострение», т. к. нивелировались самостоятельно. Помимо улучшения неврологического статуса у 18,6% пациентов, принимавших Нервохель, и у 20,5% – Валерианахель, отмечалось редуцирование дисфункций со стороны ЖКТ и мочевыделительной системы.
Заключение
Коррекция изменений эмоционального и невротического характера требует активного и, часто, длительного врачебного вмешательства. Спектр препаратов, используемых в лечении этих нарушений, достаточно широк, однако многие из них обладают серьезными побочными эффектами. Этот факт, безусловно, мотивирует детских врачей на поиск новых безопасных лекарственных средств. После официального признания гомеопатических методов лечения и разрешения их использования в традиционной медицинской практике (приказы МЗ РФ № 115 от 1.07.1991 г. «О развитии гомеопатических методов в медицинской практике» и № 335 от 29.11.1995 г. «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении») возник огромный интерес к гомеопатии в разных сферах медицины, особенно в педиатрии.
Верифицированное клинико-параклиническое и нейропсихологическое исследование показало эффективность и безопасность использования гомеопатических препаратов в терапии эмоциональных и невротических нарушений у детей. Так, было выявлено, что нарушения эмоциональной сферы эффективнее корригируются нервохелем, а фенибут лучше нивелирует нарушение сна. При применении валерианахеля также отмечались хорошие результаты, он незначительно уступал вышеуказанным препаратам. Следует отметить, что Валерианахель способствовал улучшению кровотока по магистральным сосудам, что позволяет рекомендовать его детям с ликворо-сосудистой дистензией. Кроме положительного эффекта на нервную систему указанные гомеопатические препараты устраняют проявления вегетативной дисфункции ЖКТ и мочевыводящей системы.
Таким образом, Нервохель и Валерианахель являются эффективными и безопасными препаратами для коррекции невротических нарушений и изменений эмоциональной сферы у детей, что позволяет их рекомендовать к широкому применению в практическом здравоохранении.
Другим путем: нужна ли детям нетрадиционная медицина
Альтернативная медицина для малышей: фитотерапия, гомеопатия, ароматерапия, иглоукалывание, апитерапия, энтеросорбция и иные вспомогательные методы.
Константин Григорьев врач-педиатр, профессор, доктор медицинских наук
Когда малыш заболевает, мы обращаемся к врачу, предполагая, что он назначит маленькому подходящий курс лечения. Не получив результата, мы отправляемся на поиски другого специалиста, не задумываясь, что можем выбирать не только доктора, но и метод лечения. Ведь помимо классической медицины с ее арсеналом сильных лекарств и разнообразием хирургических методов, существует и альтернативная, использующая куда более мягкие, но проверенные временем средства.
Альтернативную медицину называют по-разному — традиционной, натуральной, неортодоксальной. В ее основе лежит идея о том, что лечить болезнь можно, действуя на организм в целом при помощи природных, или, как мы сейчас говорим, народных, средств. Время показало, что эта идея полностью себя оправдала — фитотерапия, массаж, иглорефлексотерапия, гомеопатия, физиотерапия с успехом применяются при многих болезнях не одним поколением врачей. Чтобы усилить эффект от действия этих методов, стоит дополнить их продуманной программой питания, комплексом лечебной гимнастики и водных процедур. Надо сказать, что такой подход, учитывающий все разнообразие обстоятельств, влияющих на наше самочувствие, не только не противоречит, но и поощряется классической медициной. Но вернемся к тому, с чего мы начали: столкнувшись с необходимостью обратиться за помощью к врачу, и малыши и их родители имеют право на альтернативу. Ведь, помимо лекарственных, существуют и другие, не менее действенные методы лечения разных недугов. Несколько слов о наиболее распространенных и, несомненно, полезных для детей.
Фитотерапия
Что это такое?
Интерес к лечебным свойствам трав сегодня связан с поиском достойной альтернативы антибиотикам, жаропонижающим средствам, в чьей помощи современные малыши нуждаются довольно часто. Использование лекарственных трав дает хороший результат, а сама идея назначения такого лечения основана на научных достижениях фитофармакологии — так называется один из разделов современной медицины.
Показания
Лекарственные растения помогут малышам всех возрастов почти в любой ситуации: от острых состояний (как в случае пищевого отравления) и хронических «болячек» (аллергии, нестабильной иммунной защиты) до ежедневных забот по уходу, например, за кожей детей. Совсем маленьким назначают несложные по составу сборы, а по мере того как ребенок растет, в них постепенно включаются все новые растения. Принимают фитопрепараты по-разному: одним их предстоит пить, другим — втирать в кожу, третьим — делать ингаляции или микроклизмы. Кстати, такие сборы часто используют в комбинации с другими методами: химическими препаратами, физиотерапией и так далее.
На заметку
Чтобы лечение травами пошло малышу на пользу, не беритесь назначать его сами. Второе условие: если речь идет о затянувшихся болезнях, наберитесь терпения — ожидание результата может затянуться на срок от одного до трех месяцев.
Ароматерапия
Что это такое?
Метод основан на благотворном действии на наш организм эфирных масел и флаваноидов, которые содержатся в некоторых растениях. Из длинного списка этих веществ детям рекомендуют настои ромашки, череды и грецкого ореха. Малышам предстоит вдыхать их, принимая ванны, или терпеливо сносить процедуры обертывания — в этом случае полезные элементы будут впитываться через кожу. Кстати, знакомые нам с детства «горчичные процедуры» тоже относятся к ароматерапии.
Показания
Эти процедуры защитят замерзшего малыша от начала простуды, а тем детишкам, у которых есть проблемы с кожей (атопический дерматит), помогут снять раздражение.
Гомеопатия
Что это такое?
Как метод лечения существует более 200 лет и предполагает необычный для классического направления подход: врач-гомеопат не столько лечит болезнь, сколько корректирует эмоциональные переживания, которые испытывает захворавший ребенок. Гомеопатические средства работают по принципу «включения»: воздействуя на тело и мозг, они каким- то образом «заставляют» их посылать исцеляющий сигнал в пораженные органы и ткани и восстанавливают разбалансированность внутренних систем. Подбирая малышу лекарств, специалист будет руководствоваться данными о типе конституции и характере своего маленького пациента.
Показания
Гомеопатия как метод лечения сейчас находиться на подъеме. Опытный врач-гомеопат может контролировать многие болезненные состояния малышей, включая те. Что е поддаются лечению современными химическими препаратами.
На заметку
Гомеапатические средства очень чувствительны к влиянию внешней среды, поэтому хранить их нужно в особых условиях: в прохладе. Подальше от источников света и запахов. По тоже причине нельзя трогать руками ни сами лекарства, ни внутреннюю поверхность их упаковки — горлышко бутылки или крышку коробочки.
Массаж
Что это такое?
Самый распространенный метод из тех, что воздействует на организм ребенка при помощи прикосновения.
Показания
Массаж полезен всем детям, потому что помогает им благополучно развиваться. Известно, что малыши, которые регулярно делают массаж, уравновешенны, меньше плачут, быстрее засыпают. Доказано, что массаж благотворно сказывается на становлении иммунной системы. А для детей с неврологическими проблемами, которые перенесли гипоксически-ишемическую энцефалопатию или родовую травму, он является важным средством реабилитации.
На заметку
Понаблюдав за действиями детского массажиста и усвоив основные правила, попробуйте заниматься с малышом самостоятельно. Полностью передоверить это дело специалисту стоит только в том случае, если маленький нуждается в лечебном массаже.
Остеопатия и мануальная терапия
Что это такое?
Направления медицины, которые предлагают оригинальные способы воздействия на костно-мышечный аппарат малышей. Если врачи-остеопаты работают с мягкими тканями нашего организма, уделяя внимание подвижности суставов, то специалисты мануальной терапии обращают внимание на строение нашего позвоночника. В первом случае специалист будет действовать деликатно, во втором — с ощутимым нажимом. Задача дипломированного остеопата — обеспечить свободу движения тканей, сняв ограничение в их подвижности.
Показания
Особое внимание остеопат уделит подвижности шеи, крестца, костям черепа новорожденного, чтобы устранить повреждения, которые малыш мог получить, двигаясь по родовым путям мамы. Мануальный терапевт будет следить за тем, чтобы отдельные позвонки сочленялись четко, а сам позвоночник ребенка формировался правильно.
На заметку
Если первый визит к остеопату стоит совершить через 2 недели после рождения ребенка, то методы мануальной терапии адресованы детям с 4-5 лет.
Акупунктура и иглоукалывание
Что это такое?
Методика традиционной китайской медицины основана на философских понятиях потока энергии — инь и ян. По древневосточным канонам считается, что энергия протекает через двенадцать основных и два вспомогательных канала. Эти каналы не соответствуют ни одному из анатомических проводящих путей, известных европейской медицине. Чтобы стимулировать биологически активные точки, которые на них расположены, специалисты используют разные методы. Они действуют на них теплом, иглами (разными по длине и сплаву), электрическими разрядами, вакуумными насадками или кончиками пальцев (шиацу-терапия).
На заметку
К сожалению, методы акупунктуры имеют ограничения по возрасту: чем меньше ребенок, тем менее эффективно лечение. Поэтому врачи-иглорефлексотерапевты обычно принимают малышей с 4-5-летнего возраста.
Энтеросорбция
Что это такое?
Речь идет о том, чтобы вывести из организма малыша заведомо или потенциально вредные вещества. Для этой цели используются энтеросорбенты — лекарства, которые обладают способностью впитывать опасные элементы из пищевого комка, оказавшегося в кишечнике.
Показания
Энтеросорбция пойдет на пользу жителям больших городов, особенно маленьким аллергикам и детям с желудочно-кишечными расстройствами.
На заметку
Малышам обычно назначают природные сорбенты, например, отруби злаковых, препараты, созданные на основе лигнина, — Полифепан, Лигносорб. Из синтетических лекарств в ходу препараты, приготовленные на базе целлюлозы и пектинов.
Апитерапия
Что это такое?
Иначе говоря, это метод лечения продуктами пчеловодства — медом, пчелиной пыльцой, воском, прополисом, маточным молочком и пчелиным ядом.
Апитерапевт поможет выбрать из этого списка вещество, необходимое малышу, и расскажет, как его нужно принимать.
Показания
Надо сказать, что мед полезен всем — и здоровым, и больным — как отличное средство для повышения иммунитета. К тому же он защищает малышей от рахита, анемии и обладает свойством уничтожать вредные микроорганизмы. Стоматологи советуют родителям смазывать медом десны ребенка в тот момент, когда у него режутся зубы, а в будущем по возможности заменять им сахар и другие промышленные сладости. На заметку Суточная норма меда для малышей составляет 30-50 г.
Физиотерапия
Что это такое?
Лечебное действие этого метода основано на использовании естественных (солнце, воздух, вода) или полученных с помощью специальных приборов условий среды.
Показания
Физиотерапия помогает детям всех возрастов в решении любых проблем.
На заметку
Популярным занятием стала сейчас физиотерапия на дому. Это случилось благодаря разнообразию портативных устройств, которые с некоторых пор появились в продаже. К сожалению, этот путь вряд ли принесет ощутимую пользу, потому что, во-первых, в большинстве случаев лечебный эффект этих приборов явно завышен, а во-вторых, только специалист сможет определить, в каких именно процедурах нуждается малыш. Что выбрать из многочисленных методик свето-, электро-, магнито-, тепло-, грязе- и водолечения? Как и когда применять галоингаляции, баротерапию? Можно ли ехать с ребенком на курорт? Стоит ли отвести его в баню, русскую или финскую? Как видите, здесь нужен совет опытного специалиста.
Пет-терапия
Что это такое?
Лечение домашними животными тоже относится к методам нетрадиционной медицины. Признанными врачевателями считаются кошки: они не только дают нам заряд положительной энергии, но и забирают отрицательную. Сложно сказать, чем именно они лечат: своей особой энергетикой, теплом и вибрацией тела или успокаивающим и расслабляющим мурлыканьем. Но факт остается фактом — боль проходит! Другой известный лекарь — домашняя собака. Например, собаки способны «предсказывать» приступ эпилепсии за несколько минут или даже часов до его начала.
Показания
Замечено, что рядом с домашними животными ребенок растет крепким и уравновешенным. Их присутствие предотвращает развитие у малышей аллергии и астмы. Детям, у которых есть какие-то двигательные расстройства, очень полезны будут прогулки на лошадях и плавание с дельфинами.
Авторская статья
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Sposoby_korrekcii_nevroticheskih_proyavleniy_u_detey/
Источник https://www.7ya.ru/article/Drugim-putem/
Источник